Комбинированные ЛА

Теория комбинированных ЛА пока не создана, так как в основ­ном они разрабатываются по инициативе изобретателей. Тем ие ме­нее, проблема сочетания свойств разнородных ЛА (воздухоплава­тельные, авиационные, ракетно-космические) для получения поло­жительного суммарного эффекта интересна, хоть и сложна. Комби­нированный ЛА может унаследовать от своих «родителей» как отри­цательные, так и положительные качества, причем отрицательные качества, к сожалению, боле, е устойчивы и живучи, как впрочем, это наблюдается и в селекции новых гибридных видов растений. Однако комплексные (комбайновые) характеристики, или «эффект Окуджа­вы» (поэт, композитор, вокальный исполнитель и аккомпаниатор в одном лице) настолько привлекательны, что комбинированные ЛА
не сходят со сцены технического прогресса и неизменно ЯВЛЯЮТСЯ «гвоздем программы» любого авиационного праздника, аэрокосми­ческого салона или выставки.

По-видимому, первая публичная демонстрация гибридного ЛА (ГЛА) произошла в 1808 г. в Вене, когда изобретатель Я. Деген под­нялся в воздух с помощью махолета (орнитоптер), соединенного с водородным баллоном (аэростат). В 1847 г. в Брюсселе другой изо­бретатель Ван Гекк продемонстрировал полет вертолета-аэростата.

Гибриды могут быть и в одном классе ЛА, например, авиацион­ных. Автожир сочетает свойства вертолета и самолета. На рис. 15 показан один из первых отечественных экспериментальных автожи­ров «ЦАГИ А-4», конструкции Н. К. Скржинского. Как правило, лю­бой самолет сочетает в себе и свойства планера, то есть может со­вершить посадку без работающих двигателей. Свойства вертолета — вертикальный взлет и посадка, но в сочетании с высокой скоро­стью горизонтального полета ( у вертолета эта скорость ограничена величиной 250 км/ч из-за неодинаковости обтекания лопастей, дви­жущихся навстречу потоку и в обратном напрввлении) характерны для самолетов вертикального взлета и посадки (ВВП). К их числу относятся получившие распространение палубные самолеты ВВП «Харрпер» (Великобритания) рис. 16.

Комбинированные ЛА

Рис. 16

Одно из первых сочетаний самолета и ракеты было выполнено в 1944 г. в Германии В. ф. Брауном. Крылья, установленные на ракету «Фау-2», хоть и подняли стартовую массу аппарата с 12493 кг до 19020 кг, то есть на 52%, но зато позволили при неизменных длине 14,02 м, диаметре 1,7 м, тяге двигателя 25 тс, продолжительности его работы 63 с и удельной тяге 203 с увеличить дальность полета с 355 км до 650 км или на 83%, то есть почти в два раза. Ранее уже говорилось о надувных самолетах и планерах, которые наряду с вы­сокой скоростью полета используют аэростатическую подъемную силу, о сочетании вертолетов и аэростатов (вертостатах), об ис­пользовании аэростатической силы в ракетной технике и т. д.

Таким образом, только двойных сочетаний свойств у ГЛА может быть (принимая во внимание лишь третий уровень классификации, то есть 10 ЛА для авиации, ЮЛА для воздухоплавания и 6 для ракет­но-космической техники, то есть всего 26) огромное количество

^=|(«-1) = у(266-1) = 325,

практически не поддающееся классификационному анализу. А ведь есть ЛА как, например, ОК «Буран», сочетающие не два, а три и бо­лее признаков!

В заключение следует коротко рассказать об амфибиях, то есть аппаратах, способных передвигаться в разных средах (в космосе, в атмосфере, на поверхности воды, под водой, на твердом грунте и под землей).

Комбинированные ЛАПервый в мире успешный взлет с воды на гидросамолете был совершен А. Фабером в 1910 г. Первые экранолеты, то есть гибри­ды самолетов и кораблей на воздушной подушке, использующих экранный эффект (увеличение подъемной силы вблизи экрана, то есть водной или земной поверхности), были построены в 1935 г. В. И. Левковым (СССР) и Т. Карно (Финляндия). На рис. 17 показан самолет-ам — фнбия PS-1 (Япония). В США проводятся натурные эксперименты с ныряющи­ми под воду самолетами (гибрид самолета и подвод­ной лодки). Самая обычная

фугасная авиационная бомба может проникнуть глубоко под землю и совершить там маневр, иногда заканчивающийся тем, что она сно­ва выныривает из-под земли. Этот же принцип заложен в конструк­цию специальных исследовательских ЛА, пенетраторов, сбрасыва­емых с самолетов или с КА (скорость до 1000 м/с), внедряющихся в грунт с исследовательскими целями. К амфибиям также относятся стартующие из-под воды ракеты и торпеды, сбрасываемые с самоле­тов в воду.